Суббота, 18.05.2024, 14:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 9.Технология работы с литературой

Работа над "теоретической главой" курсовой работы

РАБОТА НАД «ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВОЙ» КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Теоретическая глава – это обзор научной литературы, непосредственно связанной с избранной темой. Обзор осуществляется логически, от общего к частному. При этом необходимо дать ответы на следующие вопросы:

- В чем смысл исследования темы?

- Каковы этапы ее исторического изучения?

- Какие точки зрения существуют в науке?

- Каково отношение студента к этим точкам зрения, к какой из них он склоняется? и т.д.

Главным итогом теоретической главы является обоснование гипотезы курсового исследования и выводы по поводу проанализированных источников. Очень важно представить авторскую позицию студента на изучаемую проблему. Глава заканчивается формулировкой вывода.

Теоретическая глава содержит, как правило, 2 параграфа, рассматривающих:

1) сущностные характеристики исследуемого понятия, его трактовку различными авторами в историко-современном аспекте, собственное отношение к позициям различных авторов;

2) особенности разработки выбранной темы с точки зрения психологии ребенка или подростка, их возрастных характеристик.

В заключение главы следует сформулировать теоретические выводы, из которых автор будет исходить в изложении содержания второй главы курсовой работы.

Содержание теоретической части курсовой работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления вопроса на основе изучения литературы, оценки тех или других аспектов педагогической теории и концепций со ссылкой на их авторов.

Содержание теоретической главы представляет собой компиляцию научного материала. Его можно сравнить с подробным конспектом, который отражает основные положения научного источника, но дополняется, аргументируется, иллюстрируется примерами. Информация, содержащаяся в научном источнике, осмысливается, формулируется своими словами и записывается. Можно использовать ключевые слова и общие выводы текста.

При составлении компиляции нередко используются цитаты. Цитата – точная, буквальная выдержка из текста. Существуют требования к цитированию:

– цитата приводится в кавычках точно по тексту первоисточника;

– пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием;

– нельзя объединять в одну цитаты, взятые из разных мест;

– каждая цитата должна сопровождаться указанием источника (библиографическая ссылка).

При ссылке на авторские высказывания (суждения) и выражении своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания:

«Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует».

Ссылка на источник может помещаться вслед за цитатой или внизу страницы. Вслед за цитатой помещается ссылка в квадратных скобках  в виде цифр, например: [8, c.115]. Цифра 8 здесь обозначает источник, который помещен в конце изложения в ряду других в виде списка используемой литературы. 115 – номер страницы, где располагается взятая цитата.

Ссылка внизу страницы записывается под линией и имеет вид библиографического описания: Безрукова М.С. Конспект и конспектирование //Народное образование. – 2001. – №5, с. 45

При написании теоретической главы можно использовать следующие лексические средства научного произведения:

1. Причина и следствие, условие и следствие«Отсюда (откуда)следует;  вследствие, в результате; в силу этого (того);  ввиду того, что; в зависимости от; в связи с этим; согласно этому; в таком (этом) случае; в этих (таких) условиях».

2. Временная соотнесенность и порядок изложения«Что свидетельствует, указывает, говорит,  позволяет сделать вывод, способствует, имеет значение; сначала, прежде всего, в первую очередь; первым (следующим) шагом; одновременно с, в то же время, здесь же;  наряду с этим; предварительно, ранее, выше; в дальнейшем, в последующем, впоследствии; в последние годы, за последние годы; наконец, в заключение».

3. Сопоставление и противопоставление: «В отличие, в противоположность, наоборот; аналогично, также,  таким же образом;  не только, но и; с одной стороны, с другой стороны; такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа».

4. Дополнение или уточнение: «Кроме (сверх, более) того; главным образом, особенно, вместе с тем».

5. Ссылка на предыдущее или последующее высказывание: «Как сказано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, обнаружено, найдено;  как уже говорилось, указывалось, отмечалось, подчеркивалось».

6. Обобщение, вывод: «Таким образом, итак, следовательно; в результате, в итоге, в конечном счете; наконец, в заключение; из этого (отсюда) следует, вытекает, понятно, ясно; это позволяет сделать вывод, сводится к следующему, свидетельствует.».

7. Иллюстрация сказанного: «Например, так, в качестве примера; примером может служить; такой, как, например:, о чем можно судить, что очевидно».

8. Введение новой информации: «Рассмотрим следующие случаи; Остановимся подробно на…; Приведем несколько примеров; Основные преимущества этого метода…; Некоторые дополнительные замечания…; Несколько слов о перспективах исследования».

Типичные ошибки составления компиляции научного материала

На  этапе написания теоретической главы исследования наиболее типичными являются следующие ошибки:

1)       Механическое соединение не переработанных отрывков из разных источников, чаще всего без указания авторов. При этом часто даются совершенно одинаковые подходы к вопросу, как  различные.

2)       Сплошное цитирование или пересказ тех или иных подходов без анализа и обобщения. Это вариант несколько лучше предыдущего, однако, это очень примитивный уровень работы над состоянием проблемы в науке.

3)       Смешанное изложение: в теоретической и практической частях излагается то, что позаимствовано в литературных источниках и тут же приводятся иллюстрации из наблюдений или собственной практики. Часто такие иллюстрации вовсе не являются доказательством научного изложения.

4)      Отсутствие подтверждений научных идей конкретными примерами и собственной трактовкой студента.

 

Категория: Тема 9.Технология работы с литературой | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 2278 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск