ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ
Как уже отмечалось, основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент, которые
применяются во многих науках, и поэтому их можно
считать общенаучными.
Эксперимент – это изучение исследуемого объекта в точно учитываемых условиях с целью
опытной проверки гипотезы. Педагогический эксперимент
является комплексным методом, т.к. предполагает совместное использование
методов наблюдения, бесед, интервью, диагностики, создания специальных ситуаций
и т.п. Необходимость в использовании
эксперимента возникает тогда,
когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее
ожидать.
Психолого-педагогические эксперименты различают по форме
и по цели проведения. По форме проведения эксперименты могут быть лабораторными
или естественными.
Лабораторный эксперимент проводится в специально
организованных (искусственных) условиях, призванных обеспечить чистоту
результатов. Лабораторный эксперимент
можно повторять многократно с одним и тем же или разными испытуемыми и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности.
Естественный эксперимент проводится в обычных для испытуемых условиях в рамках привычной для него деятельности.
Этот вид эксперимента дает
возможность замаскировать
содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в
изменении условий выполнения деятельности.
В зависимости от цели эксперименты
могут быть констатирующими или
формирующими.
Констатирующим эксперимент – это измерение
уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью подготовки к
формирующему эксперименту.
Констатирующий эксперимент
проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике
состояния изучаемого явления. При этом могут быть использованы различные методы
исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ детских работ и т.п.). Полученные в результате констатирующего эксперимента
данные могут служить основой для построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств и характеристик.
Формирующий эксперимент – это активное
воздействие на условия, в которых находится объект, с целью изучения динамики
развития изучаемого процесса или явления.
В процессе формирующего эксперимента организуется
проверка выдвинутой гипотезы. Изменяются или вводятся новые условия, с целью изучения
влияния этих условий на педагогический процесс. На этом этапе очень важны
методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа
полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц,
построение графиков и др.
Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи
исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, что позволяет решать проблемы, имеющиеся в учебно-воспитательном процессе.
Контрольный эксперимент – это измерение
уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью подготовки к
формирующему эксперименту. Полученные
в результате констатирующего эксперимента данные могут служить основой для построения
исследования, которое позволяет прогнозировать
дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств и характеристик.
Контрольный эксперимент – это измерение
уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью уточнения результатов
проведенной работы, правильности или ошибочности гипотезы.
|