Суббота, 04.05.2024, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 10.Эмпирические методы исследования

Эксперимент и его виды

ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ВИДЫ

Как уже отмечалось, основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент, которые применяются во мно­гих науках, и поэтому их можно считать общенаучными.

Эксперимент – это изучение исследуемого объекта в точно учитываемых условиях с целью опытной проверки гипотезы. Педагогический эксперимент является комплексным методом, т.к. предполагает совместное использование методов наблюдения, бесед, интервью, диагностики, создания специальных ситуаций и т.п. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать.

Психолого-педагогические эксперименты различают по форме и по цели проведения. По форме проведения эксперименты могут быть лабораторными или естественными.

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных (искусственных) условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Лабораторный эксперимент можно повторять многократно с одним и тем же или разными испытуемыми и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы вы­явить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности.

Естественный эксперимент проводится в обычных для испытуемых условиях в рамках привычной для него деятельности. Этот вид эксперимента дает возможность замаски­ровать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в измене­нии условий выполнения деятельности.

В зависимости от цели эксперименты могут быть конста­тирующими или формирующими.

Конста­тирующим эксперимент –  это измерение уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью подготовки к формирующему эксперименту.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике состояния изучаемого явления. При этом могут быть использованы различные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ детских работ и т.п.). Полученные в результате констатирующего эксперимента данные могут служить основой для построения исследования, которое позволяет прогнозиро­вать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств и характерис­тик.

Формирующий эксперимент – это активное воздействие на условия, в которых находится объект, с целью изучения динамики развития изучаемого процесса или явления.

В процессе  формирующего эксперимента организуется проверка выдвинутой гипотезы. Изменяются или вводятся новые условия, с целью изучения влияния этих условий на педагогический процесс. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.

Особенностью формирующего эксперимента явля­ется то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследова­ния, и задачи формирования изучаемого свойства, что позволяет решать проблемы, имеющиеся в учебно-вос­питательном процессе.

Контрольный эксперимент –  это измерение уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью подготовки к формирующему эксперименту. Полученные в результате констатирующего эксперимента данные могут служить основой для построения исследования, которое позволяет прогнозиро­вать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств и характерис­тик.

Контрольный эксперимент –  это измерение уровня развития процесса или явления (диагностика) с целью уточнения результатов проведенной работы, правильности или ошибочности гипотезы.

Категория: Тема 10.Эмпирические методы исследования | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 4629 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск