ТРЕБОВАНИЯ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Наблюдение
Чтобы
наблюдение было успешным, к нему необходимо тщательно подготовиться.
1) выбор
объекта наблюдения (что мы будем наблюдать?);
2)
постановка целей и задач наблюдения;
3) составление
его плана;
4)
подготовка документов и оборудования (бланки протоколов, тетрадь
наблюдений, магнитофон и т.п.);
5) сбор
данных;
6)
оформление и анализ результатов;
7)
теоретические и практические выводы.
Опрос
Существуют определенные правила проведения опроса: анкетирования, тестирования и интерпретации полученных
результатов. Эти правила достаточно четко проработаны:
1) Информирование испытуемого о целях проведения опроса.
2) Ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению заданий.
3) Обеспечение
ситуации спокойного и самостоятельного выполнения
заданий испытуемыми.
4) Сохранение нейтрального отношения к испытуемым, уход от
подсказок и помощи.
5) Предупреждение распространения полученной в результате тестирования информации, обеспечение ее конфиденциальности.
6) Ознакомление испытуемого с результатами диагностики, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!».
Беседа
Беседа
может быть индивидуальной, групповой
или коллективной. В любом случае она требует серьезной подготовки.
1)
Необходимо продумать цель беседы
2)
Определить предмет разговора и составить план проведения беседы и обсуждение
интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни.
3)
Сформулировать вопросы в удобной для собеседника форме, предусмотрев
возможность варьировать в непредвиденных ситуациях, определив собственную
позицию по каждому вопросу.
4)
Подобрать проблемные ситуации, противоречивые точки зрения к обсуждаемой
проблеме и т.п.
Метод экспертных оценок
К подбору экспертов предъявляются определенные требования:
-
профессиональная
компетентность,
-
креативность
(способность решать творческие задачи),
-
положительное
отношение к экспертизе,
-
отсутствие
склонности к чрезмерному следованию авторитету в науке,
-
аналитичность
и широта мышления,
-
конструктивность
мышления,
-
свойство
коллективизма,
-
самокритичность.
|