Суббота, 18.05.2024, 14:39
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 15. Методическая работа в учреждении дополнительного образования

Организация методической работы в учреждении дополнительного образвоания

Организация методической работы в учреждении дополнительного образования детей

 

Из опыта методической работы

УДО «Станция юных натуралистов»

 

Методическая работа на станции юных натуралистов – это часть системы непрерывного образования педагогов разного уровня, обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа способствует развитию индивидуального и коллективного опыта педагогов. Это «школа» навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований. Научно организованную методическую работу можно рассматривать в трех аспектах.

Первый. Она является школой педагогического и профессионального мастерства педагогов, так как неразрывно связана и является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы.

Второй. Методическая работа в учреждении дополнительного образования – необходимое условие роста творческой активности педагогов.

Третий. Все существующие формы методической работы представляют собой самую массовую школу повышения квалификации педагогов без отрыва от непосредственной работы.

Одной из важных форм методической службы учреждения дополнительного образования является работа над единой методической темой. Единая методическая тема сегодня актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для учреждения, должна быть сориентирована на повышение творческого потенциала педагога и обучающегося. Работа над единой методической темой направлена на реализацию целей и задач, поставленных педагогическим коллективом в Программе развития. Единая методическая тема пронизывает все звенья образовательного учреждения: организационные, управленческие, методические. Соответственно необходимо: изучение теории по методической теме, подготовка стенда в помощь педагогу, проведение тематических педсоветов, «круглых столов», семинаров по методической теме, пополнение методического кабинета различными материалами в соответствии с темой.

Единая методическая тема станции юных натуралистов вытекает из цели и задач, отраженных в Программе деятельности и развития учреждения, а так же в Программе развития экологического образования и воспитания школьников на 2008-2010 годы, и сформулирована следующим образом: «Технология организации исследовательской деятельности, формирование навыков выполнения исследовательских работ, профессиональная ориентация обучающихся».

Работа над единой методической темой позволяет координировать деятельность педагогов для совместного решения наиболее важных и актуальных вопросов. Связующим звеном и координатором всей этой работы является Методический Совет (МС).

Основные направления, содержание и формы методической работы определяет педагогический совет, а методический совет – координационный центр методической работы и рабочий орган педагогического совета. Методический совет– это одна из форм коллективной методической работы. Это – творческая лаборатория, аккумулирующая новые, передовые идеи и претворяющая их в жизнь.

Вопрос о создании МС в учреждении ДО – дискуссионный. Возможно, не везде его организация стала жизненной потребностью. На станции юных натуралистов такая необходимость была. Повышение научно-теоретического уровня педагогов, совершенствование их педагогического мастерства должен заниматься МС. Методический совет СЮН разрабатывает программу семинаров, индивидуальных консультаций и занятий с педагогами по отдельным вопросам; определяет тематику и методические цели открытых занятий, информирует и консультирует молодых педагогов по вопросам учебно-воспитательной работы. Методическая работа в учреждении осуществляется через различные формы: семинары, смотры-конкурсы, конференции, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады районного, краевого и Всероссийского уровней. На Методическом Совете рассматриваются и утверждаются дополнительные образовательные программы, учебно-тематические планы педагогов.

Эффективная методическая работа, развитие образовательного потенциала учреждений дополнительного образования детей в первую очередь связано с развитием творческого потенциала педагога, с освоением им педагогических инноваций. Одним из факторов, влияющих на развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования, является степень вовлеченности педагога в методическую деятельность (работа МО, участие в семинарах, конференциях, курсах). Особая роль в творческом саморазвитии педагога принадлежит методической службе учреждения. Стимулируют саморазвитие педагогов панорамы открытых занятий, педагогические гостиные и творческие мастерские, мастер – классы, проблемно – творческие группы, педагогические чтения, встречи с учеными, конкурсы методических и дидактических материалов, деловые игры, психологические тренинги и погружения. Это сочетание традиционных и инновационных форм работы.

Особое место в стимулировании творческого потенциала педагога занимают конкурсы авторских программ педагогов дополнительного образования. Конкурс побуждает педагогов к самообразованию, стимулирует теоретическую и методическую подготовку. Так, Талалаевым Г.В. разработана авторская образовательная программа «Юный исследователь окружающей среды», принявшая участие в VIII Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей и ставшая лауреатом конкурса. Анализ программы показал, что она компенсируют, корректирует и расширяет рамки базового эколого-биологического компонента образования. Программа предусматривает индивидуальные формы работы с обучающимися, проведение исследований, решение экологических задач, проведение сезонных экологических практикумов.

Эффективность методической работы в учреждении во многом зависит и от индивидуальной методической работы с педагогами. Главным принципом в ее организации должен быть принцип строгой дифференциации, поскольку в коллективе нет двух одинаковых педагогов, одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении. Хорошая школа для педагога – квалификационный анализ занятия с позиций современных требований к учебному процессу с должным теоретическим обоснованием. Вместе с педагогом необходимо найти причины педагогических неудач, если таковые выявлены в результате анализа итогов работы педагога за определенный промежуток времени, продумать систему мер по их устранению, помочь выйти на новый уровень. Для этого необходимо познакомится с качеством подготовки педагога к занятиям, какими педагогическими средствами обеспечивается качество знаний, умений и навыков воспитанников. При анализе деятельности детей на занятии необходимо обратить внимание на уровень их познавательной активности, на наличие интереса к занятию, степень самостоятельности, навыки конкретной деятельности, уровень коллективной работы. Получив все необходимые данные о системе работы педагога, методист намечает план индивидуальной работы с данным педагогом.

Особое место в методической работе занимает организация методической помощи начинающему педагогу. В дополнительное образование приходит много людей, не имеющих базового педагогического образования. В связи с этим особую систематическую поддержку и помощь следует оказывать начинающему педагогу. Это индивидуальные беседы по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, назначение наставника, выбор образовательной программы. Но только путем самообразования и творческих поисков педагог смажет прийти к своему мастерству.

О положительной динамике развития творческого потенциала отдельного педагога и всего коллектива свидетельствует и рост методической культуры педагогов. Это выражается в использовании на занятиях широкого арсенала приемов, методов, образовательных технологий, таких как: сказкотерапия, ролевые и деловые игры, психотренинг, методика эмоционально-творческого развития, интеграция, например, экологии с предметами эстетического цикла и др. Рост методической культуры педагога выражается и в проведении им различных мастер-классов для педагогов своего учреждения и для педагогов района.

В УДО сложились разнообразные формы методической работы с педагогами: 

* целевые взаимные посещения занятий и мероприятий с последующим анализом;

* открытые занятия;

* доклады и сообщения из опыта работы;

* разработка рекомендаций, памяток, самодельных наглядных пособий;

* выставки тематических разработок и детских работ;

* организация наставничества;

* ознакомление с новинками методической литературы;

* организация методической копилки;

* отчеты педагогов по самообразованию.

Одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования – аттестация. Она  стимулирует повышение уровня квалификации, профессионализма, продуктивности труда, обеспечивает социальную защищенность педагогов.

В целом, результаты методической работы в учреждениях дополнительного образования можно рассматривать только в связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в учреждении, то есть с уровнем образованности, воспитанности и развития детей, с положительными результатами в этих показателях. Конечный результат всей методической работы педагогического коллектива определяется в соответствии с критериями, которые можно представить следующим образом:

  1. критерий результативности;
  2. критерий рационального использования времени;
  3. критерий удовлетворенности педагогов своим трудом;
  4. критерий взаимосвязи методической работы внутри учреждения с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.

 

Категория: Тема 15. Методическая работа в учреждении дополнительного образования | Добавил: ШтильманНВ (05.05.2014)
Просмотров: 2588 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск