ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
КУРСА
Вопросы:
1. Наука и научное исследование.
2. Учебно-исследовательская деятельность студентов.
Наука и научное исследование
Наука – специфическая форма деятельности человека,
обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства развития
познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и
распространение его результатов.
Наука опирается и на формы обыденного познания объектов, и на особую
практику, с помощью которой проверяется истинность знаний. Такой практикой
становится научное исследование. Часть знаний непосредственно проверяется в
эксперименте, остальные связываются между собой логическими связями, что
обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге
возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность
и доказанность знания.
Отражая мир объективно, наука в то же время составляет лишь одну из
сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества –
моралью, религией, философией, искусством и т.д.
Познание для классической философии – это созерцание, что
предполагает пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов
объективной действительности. Современную неклассическую философию отличает
интерпретация познания как творческой деятельности. Познание – творческая
деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне
деятельности познающего.
В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный
уровни познания. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие
и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и
объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность
получаемого знания. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и
умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их
обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование
таких форм познавательного творчества, как наука и философия.
Особая форма познания – учебная деятельность, которая есть усвоение
накопленных человечеством знаний. Оно возможно в том случае, когда осуществляется,
как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность,
сталкивающаяся с проблемами и решающая их.
Научное исследование – это процесс
изучения и экспериментальной проверки теории, с целью получения научных знаний.
В сфере образования проводятся исследования, различающиеся по тематике и
предметной направленности: психологические, социологические, валеологические,
педагогические.
Психологические исследования
направлены на поиск эффективных механизмов психического развития и определяют
исходные позиции для использования индивидуального и
личностно-ориентированного подходов в обучении и воспитании.
Социологические исследования помогают
выявить запросы населения, отношение родителей и общественности к тем или иным
новшествам, вводимым в образовательном учреждении или образовательной системе.
Исследования валеологического и медицинского характера направлены на поиски
вариантов образования, сохраняющих и укрепляющих здоровье учащихся и
воспитанников.
Практически все прикладные исследования, связанные с функционированием
и развитием образовательного процесса, носят комплексный характер: психолого-педагогический,
социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т. д.
Учебно-исследовательская
деятельность студентов
Современный педагогический процесс – явление многогранное, отражающее
сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее
поддаются решению привычными способами.
Это обстоятельство повышает значение таких видов учебной деятельности студентов,
как рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.
Выполнение указанных работ предполагает умение не только пользоваться
научными знаниями, но и в определенной степени их производить. Такое умение
составляет содержание методологической культуры педагога.
Методологическая культура – это,
прежде всего, культура мышления, специфическая для сферы образования, которая предполагает
знание педагогом определенных правил научного познания, и умение их применять в
процессе решения педагогических задач. Кроме этого она предполагает знакомство
с логикой и методами психолого-педагогического исследования, овладение
основными исследовательскими подходами и умениями.
Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются
необходимой частью овладения студентами профессией. Реферат, курсовая работа, выпускная
квалификационная работа – виды учебно-исследовательской работы студентов, являющиеся формами отчетности и контроля знаний
студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме.
Реферат – краткое изложение в письменной форме или в виде
публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по конкретной
теме.
Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где
раскрывается суть исследуемой им проблемы. Изложение материала носит
проблемно-тематический характер, где показываются различные точки зрения, а
также собственные взгляды на проблему.
Курсовая работа – более глубокое и
объемное исследование проблемы курса, первая ступенька в овладении методикой исследовательской
работы. Это самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая под
руководством преподавателя. Имеет целью развитие у студентов навыков
самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных
исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины.
Выпускная квалификационная работа –
форма проверки качества подготовки специалиста. В процессе выполнения ВКР
студент углубляет, расширяет и систематизирует знания по избранной психолого-педагогической
проблеме, совершенствует навыки самообразования и исследования.
В процессе учебно-исследовательской деятельности студенты приобретают
умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских
задач:
- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
- выдвигать гипотезу и осуществлять мысленный эксперимент;
- анализировать ход поиска решения задач.
Помимо этого студенты учатся пользоваться библиографическими указателями,
изучают определенный минимум литературы по избранной теме и фиксируют нужную
информацию. Собирают, анализируют и обобщают передовой педагогический опыт в
различных типах образовательных учреждений. Часто выполняют фрагмент
опытно-эксперимен-тальной работы, обрабатывают полученный эмпирический
материал, анализируют, систематизируют, интерпретируют его и делают выводы.
Все перечисленные выше умения являются частью методологической культуры.
Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования и
уровень профессиональной подготовки выпускника.
Вопросы и
задания:
-
Сформулируйте понятия «наука», «познание», «принцип», «методология»,
«методологическая культура».
-
Назовите две основные формы познания.
-
Докажите, что учебная деятельность есть форма познания.
|