Суббота, 04.05.2024, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 1.Основные понятия курса

Основные понятия курса

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ  КУРСА

 

Вопросы:

1. Наука и научное исследование.

2. Учебно-исследовательская деятельность студентов.

 

 

Наука и научное исследование

Наука – специфическая форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

Наука опирается и на формы обыденного познания объектов, и на особую практику, с помощью которой проверяется истинность знаний. Такой практикой становится научное исследование. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания.

Отражая мир объективно, наука в то же время составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества – моралью, религией, философией, искусством и т.д.

Познание для классической философии – это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Современную неклассическую философию отличает интерпретация познания как творческой деятельности. Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего.

В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни познания. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является  результатом  непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого знания. Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное познание обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия.

Особая форма познания – учебная деятельность, которая есть усвоение накопленных человечеством знаний. Оно возможно в том случае, когда осуществляется, как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их.

Научное исследование – это процесс изучения и экспериментальной проверки теории, с целью получения научных знаний.

В сфере образования проводятся исследования, различающиеся по тематике и предметной направленности: психологические, социологические, валеологические, педагогические.

Психологические исследования направлены на поиск эффективных ме­ханизмов психического развития и определяют исходные позиции для использования индивиду­ального и личностно-ориентированного подходов в обучении и воспитании.

Социологические исследования помогают выявить запросы населения, отношение родителей и обще­ственности к тем или иным новшествам, вводимым в образовательном учреждении или образовательной системе.

Исследования валеологического и медицинского характера на­правлены на поиски вариантов образования, сохраняющих и ук­репляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Практически все прикладные исследования, связан­ные с функционированием и развитием образовательного про­цесса, носят комплексный характер: пси­холого-педагогический, социально-психолого-педагоги­ческий, медико-педагогический и т. д.

 

Учебно-исследовательская деятельность студентов

Современный педагогический процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни.  Проблемы, возникающие  в  этом  процессе,  все  менее  поддаются решению привычными способами. Это обстоятельство повышает значение таких видов учебной деятельности студентов, как рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы.

Выполнение указанных работ предполагает умение не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их производить. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога.

Методологическая культура – это, прежде всего, культура мышления, специфическая для сферы образования, которая предполагает знание педагогом определенных правил научного познания, и умение их применять в процессе решения педагогических задач. Кроме этого она предполагает знакомство с логикой и методами психолого-педагогического исследования, овладение основными исследовательскими подходами и умениями.

Работа с научной литературой и исследовательская деятельность являются необходимой частью овладения студентами профессией.  Реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа – виды учебно-исследовательской работы студентов,  являющиеся формами отчетности и контроля знаний студентов, доказательством их знаний по избранной теме или проблеме.

Реферат – краткое изложение в письменной форме или в виде публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по конкретной теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой им проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, где показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.

Курсовая работа – более глубокое и объемное исследование проблемы курса, первая ступенька в овладении методикой исследовательской работы. Это самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая под руководством преподавателя. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела  учебной  дисциплины.  

Выпускная квалификационная работа – форма проверки качества подготовки специалиста. В процессе выполнения ВКР студент углубляет, расширяет и систематизирует знания по избранной психолого-педагогической проблеме, совершенствует навыки самообразования и исследования.

В процессе учебно-исследовательской деятельности студенты приобретают умения, необходимые для решения как практических, так и исследовательских задач:

- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

- выдвигать гипотезу и осуществлять мысленный эксперимент;

- анализировать ход поиска решения задач.

Помимо этого студенты учатся пользоваться библиографическими указателями, изучают определенный минимум литературы по избранной теме и фиксируют нужную информацию. Собирают, анализируют и обобщают передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений. Часто выполняют фрагмент опытно-эксперимен-тальной работы, обрабатывают полученный эмпирический материал, анализируют, систематизируют, интерпретируют его и делают выводы.

Все перечисленные выше умения являются частью методологической культуры. Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования и уровень профессиональной подготовки выпускника.

 

Вопросы и задания:

-        Сформулируйте понятия «наука», «познание», «принцип», «методология», «методологическая культура».

-        Назовите две основные формы познания.

-        Докажите, что учебная деятельность есть форма познания.

 

Категория: Тема 1.Основные понятия курса | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 2054 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск