Суббота, 04.05.2024, 22:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 2.Методологические принципы

Методологические принципы исследования

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Вопросы:

1. Методологические принципы исследования.

2. Специфика научного исследования.

 

 

Характеристика методологических принципов

психолого-педагогического исследования.

 

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы исследовательской деятельности. Они соединяют теорию и практику, дают практике научно обоснованные ориентиры. Остановимся на использовании в психолого-пе­дагогических исследованиях общенаучных принципов:

принцип объективности;

принцип системного изучения;

генетический принцип;

принцип сущностного анализа.

Основополагающим принципом любого научного исследова­ния является методологический принцип объективности. Он выра­жается во всестороннем учете факторов и условий, в которых возникают и развиваются явления. Суть состоит в том, чтобы  выделить – и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос.

Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития социально-пе­дагогического процесса определяет принцип системно­го изучения. Системный подход основан на положении о том, что специфи­ка сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между всеми ее элементами. На первый план поэтому вы­двигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений.

Для психолого-педагогических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения и последующего развития. При орга­низации  исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяются, что влечет за собой необходимость целенаправленной организации образо­вательного процесса.

Еще одним принципом является принцип сущностного анализа. Соблюдение этого принципа связано с раскрытием законов существования и функциони­рования явлений, условий и факторов их развития, возможностей целе­направленного их изменения. Этот принцип предполагает движе­ние исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов. Необходимо учитывать непрерывные изменения, развитие исследуемых элементов и педагогической системы в целом. Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, и эффек­тивное педагогическое средство уже на следующем, ближайшем этапе может оказаться не только малоэффектив­ным, но и вредным.

Психолого-педагогическое исследование обычно вплетено в реальный процесс обучения и воспитания, что подразумевает очень осторожный, взвешенный подход к нововведениям, чтобы минимизировать степень возможного риска и не навредить детям, воспитанникам.

 

 

Специфика научного исследования.

 

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного житейски-эмпирического познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны следующие отличительные особенности:

1. Наличие специальных методов исследования. Это основной признак научного исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности – научном методе.

2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

4. Новизна получаемых результатовПод новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны.

 

Направлениями в исследовании для получения нового знания могут стать:

 

1. Изучение всем известного на житейски-эмпирическом уровне явления с помощью специальных научных методов и превращение в научно установленный факт.

2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых. Выполняя исследование на особой выборке, мы получаем новые данные.  Новизна в этом случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность распространяется и на новую выборку испытуемых.

3. Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике.

4. Изучение известного в науке психического явления более совершенными методами.

Новизна получаемых результатов – это то, ради чего проводится исследование. Если в исследовании не получают новые данные, оно бесплодно.

 

Вопросы и задания:

 

1. Назовите основные исследовательские принципы.

2. Восстановить схему каждого принципа и запишите формулировку.

3. Перечислите и раскройте суть каждой из характерных особенностей научного познания.

4. Подумайте, какие из характеристик можно отнести к КР или ВКР?

 

Категория: Тема 2.Методологические принципы | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 15718 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск