ФУНКЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Каждый этап исследования заключает в себе два
аспекта: практический и исследовательский, которые
обеспечиваются конкретными функциями исследователя.
Функция диагностики связана с
изучением состояний и возможностей развития исследуемых процессов и явлений.
Она сопутствует всему процессу поиска, но особо выделяют исходную и
заключительную диагностики.
В широком плане к диагностике можно отнести изучение прошлого опыта, практику решения аналогичных проблем. В узком плане – это система диагностических процедур,
осуществляемая с помощью наблюдений, опроса, тестирования и других исследовательских методов и методик. Психолого-педагогическая диагностика есть определение качественных
и количественных параметров изучаемых объектов.
Функция уточнения
логики и процедуры исследования заключается в осознании
того, что было сделано на предшествующем этапе, какие результаты
получены, какие исследовательские задачи были решены,
а какие нет. Не решенные на предшествующем этапе задачи переносятся на
следующий этап.
Функция прогнозирования результатов. Речь идет о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы. На каждом этапе
исследования выявляются и оформляются элементы замысла, прогнозируются
результаты следующего этапа.
Функция практического преобразования предполагает введение того новшества, ради которого
велась вся подготовительная работа. Этот этап
предусматривает
конкретные действия по оптимизации условий
на основе предварительного изучения
опыта и знакомства с научной литературой.
Для каждого этапа исследования продумывается такая совокупность и
последовательность применения исследовательских методов, которая обеспечивает полное и достоверное решение поставленных задач. Совокупность исследовательских
методов составляет комплексную методику исследования,
которая позволяет проверять и
уточнять гипотезу.
Функция
анализа, обобщения, апробации и изложения результатов. Главная задача при выполнении этой функции
заключается в том, чтобы выявить
решающие факторы успеха (или неуспеха), соотношение внутренних и внешних
условий развития, взаимосвязь замысла, содержания, средств и результатов.
Оценка и интерпретация полученных результатов, успехов и неудач, позволяют сформулировать предварительные теоретические и практические выводы, после осмысления которых переходят к
апробации и литературному оформлению
результатов.
Практическое
задание: Какие
функции реализуются исследователем на каждом из этапов поиска?
Этапы
|
Содержание
работы
|
Функция
|
1 этап
|
Общее
ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня
разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования.
Формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.
|
?
|
2 этап
|
Выбор
методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, идеи, исследовательского
подхода. Выбор методов исследования.
|
?
|
3 этап
|
Построение
гипотезы исследования.
|
?
|
4 этап
|
Проведение
констатирующего эксперимента (диагностики) с целью установления исходного состояния
предмета исследования.
|
?
|
5 этап
|
Организация
и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента.
|
?
|
6 этап
|
Анализ,
интерпретация и оформление результатов исследования.
|
?
|
7 этап
|
Выработка
практических рекомендаций.
|
?
|
|