Суббота, 04.05.2024, 10:09
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 4.Логика научного исследования

Логика научного исследования

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Вопросы:

1. Логика поисковых шагов.

2. Понятийный аппарат исследования.

 

 

Логика поисковых шагов.

Эффективность научного поиска во многом обусловливается последовательностью шагов, т. е. логикой исследования, которое должно привести к истинным результатам. Организация и проведение исследования зависит от его содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий. Это может выглядеть следующим образом:

1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование  ее  актуальности, уровня  разработанности.

2. Формулирование темы исследования.

2. Формирование методологического аппарата: выбор объекта и предмета, формулирование общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.

3. Выбор методов исследования.

4. Построение гипотезы исследования.

5. Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) в целях установления исходного состояния предмета исследования.

6. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента с целью коррекции, развития, совершенствования объекта.

7. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

8. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций.

Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Спе­цифика психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом исследования становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей сре­дой.

 

Понятийный аппарат исследования

Поисковая работа может представлять собой научное исследование, диагностическое обследование, научно-методическую или практическую работу. В любом случае исследование начинается с определения методологических характеристик: актуальности и значимости. Затем формируется методологический аппарат исследования, который составляют такие компоненты, как:

1)     проблема;

2)     тема;

3)     область исследования;

4)     объект исследования;

5)     предмет исследования;

6)     цель и задачи;

7)     гипотеза.

С целью осмысления методологических характеристик раскроем их в форме вопросов:

Актуальность: Почему эту проблему нужно изучать именно сегодня?

Актуальность – это важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность.

Значимость: Какие конкретные недостатки практики можно исправить в ходе исследования?

Значимость поиска – степень, в которой конкретное исследование может оказать положительное влияние на образовательный процесс или его участников.

Область исследования: В рамках какой науки будет осуществляться исследование?

В образовательной системе в каче­стве таких сфер выступают психология, педагогика, информатизация, управление и др. Выбор объектной области определяется такими объек­тивными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность.

Проблема: Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

Проблема часто отождествляется с вопросом. Но не каждый вопрос – это проблема. Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного и решение проблемы не содер­жится в существующем знании. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.

Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Тема: Как назвать выбранную проблему?

Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования.

Объект исследования: Что рассматривается?

Объектами называют явления или процессы, выбранные для исследования.

Предмет исследования: Как рассматривается объект: в каких взаимосвязях и отношениях, с точки зрения каких его функций, условий и аспектов?

Предметами являются аспекты или условия (внешние или внутренние факторы), в которых рассматривается объект.  

Цель исследования: Какой результат предполагается получить?

Целью называют научный результат, который предполагается получить в результате исследования.

Задачи: Что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?

Задачи – это промежуточные цели, выполнение которых приведет к достижению общей.

Гипотеза: Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Гипотеза – это научно предположение о том, какими путями, методами и средствами можно достичь главной цели. Гипотеза требует специального доказательства для своего окончательного утверждения или опровержения.

 

 

Вопросы и задания:

1. Перечислите составляющие понятийного аппарата научного исследования.

2. Подумайте, как актуальность исследования пересекается с его практической значимостью?

3. Объясните, почему поисковые шаги имеют именно такую последовательность?

 

Категория: Тема 4.Логика научного исследования | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 7605 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск