ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы:
1. Логика поисковых шагов.
2. Понятийный аппарат исследования.
Логика поисковых
шагов.
Эффективность научного поиска во многом обусловливается
последовательностью шагов, т. е. логикой исследования, которое должно привести
к истинным результатам. Организация и проведение исследования зависит от его
содержания, но структура, как правило, основывается на логике действий. Это
может выглядеть следующим образом:
1. Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности,
уровня разработанности.
2. Формулирование темы исследования.
2. Формирование методологического аппарата: выбор объекта и предмета, формулирование
общей цели исследования и соотнесенных с ней задач.
3. Выбор методов исследования.
4. Построение гипотезы исследования.
5. Проведение констатирующего эксперимента (диагностики) в целях
установления исходного состояния предмета исследования.
6. Организация и проведение преобразующего (формирующего) эксперимента с
целью коррекции, развития, совершенствования объекта.
7. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.
8. Апробация исследования и выработка практических рекомендаций.
Ясно, что логика каждого исследования специфична, своеобразна. Специфика
психолого-педагогического исследования определяется тем, что предметом
исследования становится сложная система взаимоотношений человека с окружающей
средой.
Понятийный аппарат
исследования
Поисковая работа может представлять собой научное исследование,
диагностическое обследование, научно-методическую или практическую работу. В
любом случае исследование начинается с определения методологических
характеристик: актуальности и значимости. Затем формируется методологический
аппарат исследования, который составляют такие компоненты, как:
1) проблема;
2) тема;
3) область исследования;
4) объект исследования;
5) предмет исследования;
6) цель и задачи;
7) гипотеза.
С целью осмысления методологических характеристик раскроем их в форме
вопросов:
Актуальность: Почему эту проблему нужно изучать именно сегодня?
Актуальность – это важность, значительность чего-либо в
настоящее время, современность, злободневность.
Значимость: Какие конкретные недостатки практики можно исправить в ходе
исследования?
Значимость поиска – степень, в которой конкретное исследование может
оказать положительное влияние на образовательный процесс или его участников.
Область исследования: В рамках какой науки будет осуществляться
исследование?
В образовательной системе в качестве таких
сфер выступают психология, педагогика, информатизация,
управление и др. Выбор объектной области
определяется такими объективными
факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность.
Проблема: Что надо
изучить из того, что ранее не было изучено?
Проблема
часто отождествляется с вопросом. Но не каждый вопрос – это проблема. Проблема
– это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного и решение проблемы не содержится в существующем
знании. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.
Проблема – это теоретический или практический
вопрос, требующий решения, исследования.
Тема: Как назвать
выбранную проблему?
Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования.
Объект исследования: Что рассматривается?
Объектами называют явления или процессы, выбранные для исследования.
Предмет исследования: Как
рассматривается объект: в каких взаимосвязях и отношениях, с точки зрения каких
его функций, условий и аспектов?
Предметами являются аспекты или условия (внешние или внутренние
факторы), в которых рассматривается объект.
Цель исследования: Какой
результат предполагается получить?
Целью называют научный результат, который предполагается получить в результате
исследования.
Задачи: Что нужно
сделать, чтобы достигнуть цели?
Задачи – это промежуточные цели, выполнение которых приведет к
достижению общей.
Гипотеза: Что не
очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
Гипотеза – это научно предположение о том, какими путями, методами и
средствами можно достичь главной цели. Гипотеза требует специального
доказательства для своего окончательного утверждения или опровержения.
Вопросы и
задания:
1. Перечислите составляющие понятийного аппарата
научного исследования.
2. Подумайте, как актуальность исследования
пересекается с его практической значимостью?
3. Объясните, почему поисковые шаги имеют именно
такую последовательность?
|