Суббота, 04.05.2024, 15:15
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 5.Проблема и тема исследования

Формирование методологического аппарата: проблема и тема исследования

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА:

ПРОБЛЕМА И ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Научное исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей. Научные исследования классифицируются по различным признакам: методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам.

Исследование начинается с описания проблемы и на основе этого формулируется актуальность и значимость исследования. Затем формируется методологический аппарат исследования, который составляют такие компоненты, как: проблема, тема, область исследования, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза.

Все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая отражает движение от привычного к новому. Объект обозначает область, избранную для изучения, а предмет – аспект изучения объекта.

Перечисленные характеристики составляют систему – методологический аппарат исследования, – все  элементы которой должны соответствовать друг другу и взаимно друг друга дополнять.

Проблема исследования. Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема – это противоречие, требующее разрешения.

Проблема не выдви­гается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруд­нения, конфликты, рождающиеся в практике.

Проблема понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное в науке. Следует различать проблему «для себя» и проблему «для всех». Проблема для себя – это недостаточность знаний и опыта у самого исследователя. Но есть проблемы, не решенные пока никем.

Актуальность исследования – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения стоящей перед исследователем проблемы, вопроса или задачи.

Актуальность может быть связана с неизученностью существующей проблемы. Второе направление актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.

Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования.

Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их основе той или иной практической задачи. Другое направление практической значимости исследования связано с используемой в нем методикой. Если в исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач и для проведения дальнейших исследований.

Суть проблемы, причины ее возникновения, следствия, актуальность  и практическая значимость описываются во вступлении. Краткая формулировка проблемы дается в методологическом аппарате.

Затем формулируется тема исследования. Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования. Существуют приемы, помогающие выбрать тему исследования, в частности темы курсовой и выпускной квалификационной работ:  

1. Просмотр каталогов защищенных научных работ. 

2. Просмотр аналитических обзоров достижений науки в конкретной области знаний.

3. Выбор исследовательской темы по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых более совершенных методов, которые заведомо дают новые результаты.

4. Теоретическое обобщение материалов, собранных в научных работах и отчетах. 

5. Экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутой, но не проверенной ранее другими исследователями.

 

Вопросы и задания:

 

1. Составить схемы:

«Объективная проблема – личная проблема – проблема исследования»

«Взаимосвязь проблемы и темы»

2. Составить конспект вопроса «Приемы выбора темы курсовой работы».

 

Категория: Тема 5.Проблема и тема исследования | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 7524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск