ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА:
ПРОБЛЕМА И ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное
исследование – это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей
изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для
последующего практического использования этих закономерностей. Научные
исследования классифицируются по различным признакам: методам решения
поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого
объекта и другим факторам.
Исследование начинается с описания проблемы и на основе этого
формулируется актуальность и значимость исследования. Затем формируется
методологический аппарат исследования, который составляют такие компоненты,
как: проблема, тема, область исследования, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза.
Все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют и
корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования,
которая отражает движение от привычного к новому. Объект обозначает область,
избранную для изучения, а предмет – аспект изучения объекта.
Перечисленные характеристики составляют систему – методологический аппарат
исследования, – все элементы
которой должны соответствовать друг другу и взаимно друг друга дополнять.
Проблема исследования.
Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для
специального изучения. Проблема
возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое
еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема – это противоречие,
требующее разрешения.
Проблема не выдвигается произвольно, а является результатом изучения практики и научной литературы, выявления противоречий. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты,
рождающиеся в практике.
Проблема понимается или как практическая задача, или как нечто неизвестное
в науке. Следует различать
проблему «для себя» и проблему «для всех». Проблема для себя – это
недостаточность знаний и опыта у самого исследователя. Но есть проблемы, не
решенные пока никем.
Актуальность исследования – это
степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения стоящей
перед исследователем проблемы, вопроса или задачи.
Актуальность может быть связана с неизученностью существующей проблемы.
Второе направление актуальности связано с возможностью решения определенной
практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
Практическая значимость.
Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической
значимости научного исследования.
Первое связано с полученными результатами исследования и решения на их
основе той или иной практической задачи. Другое направление практической
значимости исследования связано с используемой в нем методикой. Если в
исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть
обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических
задач и для проведения дальнейших исследований.
Суть
проблемы, причины ее возникновения, следствия, актуальность и практическая значимость описываются во
вступлении. Краткая формулировка проблемы дается в методологическом аппарате.
Затем
формулируется тема исследования. Тема – это лаконичная формулировка проблемы исследования. Существуют
приемы, помогающие выбрать тему исследования, в частности темы курсовой и выпускной
квалификационной работ:
1. Просмотр каталогов защищенных научных работ.
2. Просмотр аналитических обзоров достижений науки в конкретной области
знаний.
3. Выбор исследовательской темы по принципу повторения ранее выполненных
исследований, но с использованием новых более совершенных методов, которые
заведомо дают новые результаты.
4. Теоретическое обобщение материалов, собранных в научных работах и отчетах.
5. Экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутой, но не
проверенной ранее другими исследователями.
Вопросы и задания:
1. Составить схемы:
«Объективная проблема
– личная проблема – проблема исследования»
«Взаимосвязь проблемы
и темы»
2. Составить конспект
вопроса «Приемы выбора темы курсовой работы».
|