Суббота, 18.05.2024, 15:28
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 6.Область, объект и предмет исследования

Актуальность и значимость исследования

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

          

Методологический (понятийный) аппарат научного исследования образуют акту­альность исследования, его новизна или практическая значимость, его цель, проблема, объект, предмет, ги­потеза, задачи, методика.

Оформление аппарата научного исследования требует значи­тельного времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько авторефератов курсовых и дипломных работ и по­знакомиться с «Введением» и «Заключением», в которых обычно оформляются все элементы аппарата научного исследования.

 

Актуальность темы исследования это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения дан­ных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Для курсовой работы достаточно четверть страницы машинописного текста, для дипломной работы – половины страницы.

Можно назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном слу­чае исследование актуально именно потому, что определенные ас­пекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследова­ние направлено на преодоление этого пробела. Второе направле­ние характеристики актуальности связано с возможностью реше­ния определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Пример №1. Введение должности школьного психолога.

«Введение должности практического психолога в систему обра­зования поставило перед профессиональными учебными заведениями проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе.

Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания пси­хологической помощи. При этом ошибки в диагностической прак­тике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.

Совершенствование диагностической деятельности практиче­ского психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки психоло­гического диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике».

 

Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, ко­гда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю (студенту). В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке решений.

Что может составить новизну дипломного или курсового исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

  1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов.
  2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспери­ментальном материале.

3.    Изучение известного в науке явления более со­вершенными методами.

4.    Переход от качественного описания известных в науке фак­тов к их точно определяемой количественной характеристике.

  1. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов.
  2. Измененные условия протекания конкретного процесса.

Пример №2. Совершенствование психодиагностической деятельности педагога (психолога).

«Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что:

-       ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике;

-       в данном исследовании использовалось компьютерное моделирование психодиагностических задач;

-       в ходе исследования установлены особенности решения психодиагностиче­ских задач психологом и учителем;

-       выделены критерии построения методики диагностики для детей начальной школы.»

 

Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характери­стики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой. Практическая значимость результатов исследования может за­ключаться в возможности:

-    решения на их основе той или иной практической задачи;

-    проведения дальнейших научных исследовании;

-    использования полученных данных в процессе подготовки студентов.

Практическую значимость проведенного исследования, скла­дывающуюся из значимости его результатов и используемых ме­тодик, следует отличать от практической значимости темы иссле­дования, которая указывается до проведения исследования и рас­крывается при характеристике актуальности.

Пример №3. Выявление одаренности в младшем и среднем школьном возрасте.

Практическая значимость изучения динамики умственной ода­ренности в младшем и среднем школьном возрасте заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практи­ческой работе психологами и учителями для развития интеллекта и творческого потенциала личности детей.

Практическое значение выработанных в ходе исследования стратегий решения диагностиче­ских задач заключается в том, что они могут послужить основой для решения психодиагностических и некоторых практических задач, а также для прове­дения дальнейших исследований и для совершенствования подготовки педагогических кадров.

 

 

 

Категория: Тема 6.Область, объект и предмет исследования | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 27367 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergVex  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/montazh-ferm-molodechno-dlya-zdaniya-trts/>металлические конструкции молодечно</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск