АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологический (понятийный) аппарат научного исследования
образуют актуальность исследования, его
новизна или практическая значимость, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза,
задачи, методика.
Оформление аппарата научного исследования требует значительного
времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько
авторефератов курсовых и дипломных работ и познакомиться с «Введением»
и «Заключением», в которых обычно
оформляются все элементы аппарата научного исследования.
Актуальность темы исследования – это степень ее
важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы,
вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Для
курсовой работы достаточно четверть страницы машинописного текста, для
дипломной работы – половины страницы.
Можно
назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с
неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому,
что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование
направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики
актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи
на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и
другое вместе обычно фигурируют при характеристике
этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
Пример №1. Введение должности школьного психолога.
«Введение должности практического психолога
в систему образования поставило
перед профессиональными учебными заведениями проблему качественной подготовки
специалистов для решения психологических задач в школе.
Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей
учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение
причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической
помощи. При этом ошибки в диагностической практике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка,
что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов
и выдвигает на первый план вопрос о поиске
оптимальных путей постановки психологического диагноза.
Совершенствование диагностической деятельности практического психолога ориентирует психологическую науку
на глубокое и детальное изучение
особенностей процесса постановки психологического диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических
задач до сих пор не являлось
предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской
диагностике».
Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует
отметить, что, когда речь идет о
курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных
работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а
по отношению к исследователю (студенту). В этом случае проведенная
работа может представлять собой моделирование
известных в науке решений.
Что может составить новизну дипломного или курсового
исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового
знания?
- Изучение всем известного на уровне
здравого смысла явления с помощью специальных научных методов.
- Изучение уже
известного в науке явления на новом экспериментальном материале.
3. Изучение известного в науке явления более совершенными методами.
4. Переход от качественного описания известных в
науке фактов к их точно определяемой количественной
характеристике.
- Сопоставление,
сравнительный анализ протекания различных процессов.
- Измененные
условия протекания конкретного процесса.
Пример №2. Совершенствование психодиагностической
деятельности педагога (психолога).
«Научная новизна
настоящего исследования заключается в том, что:
- ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в
медицинской и технической диагностике;
- в данном исследовании использовалось компьютерное моделирование психодиагностических задач;
- в ходе исследования установлены
особенности решения психодиагностических
задач психологом и учителем;
- выделены критерии построения методики диагностики для детей начальной школы.»
Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характеристики
практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в
нем данными, второе – с используемой методикой.
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в
возможности:
-
решения на их основе той или иной
практической задачи;
-
проведения дальнейших научных исследовании;
-
использования полученных данных в процессе
подготовки студентов.
Практическую
значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его
результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости
темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается
при характеристике актуальности.
Пример №3. Выявление одаренности в младшем и среднем
школьном возрасте.
Практическая значимость изучения динамики умственной одаренности
в младшем и среднем школьном возрасте заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и учителями для развития
интеллекта и творческого потенциала личности детей.
Практическое значение выработанных в ходе исследования стратегий
решения диагностических задач заключается в
том, что они могут послужить основой для решения психодиагностических и
некоторых практических задач, а также для
проведения дальнейших исследований и для совершенствования подготовки педагогических
кадров.
|