ФОРМИРОВАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА:
ОБЛАСТЬ,
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование начинается с описания проблемы и на
основе этого формулируется актуальность и значимость исследования. Затем
формируется методологический аппарат исследования, который составляют такие
компоненты, как: проблема, тема, область исследования, объект, предмет, цель и
задачи, гипотеза.
Объектная
область исследования определяется вслед за
описанием проблемы и формулированием темы. Область – это конкретная наука, в
рамках которой будет проходить исследование.
Затем необходимо
определить объект и предмет исследования, т.к. отношения между этими элементами
– отношения соподчинения сверху вниз. Объект вытекает из области, а предмет –
из объекта, причем сужение происходит за счет более детального изучения.
Объект исследования в педагогике и психологии –
это некий процесс или явление. Но нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые
клубы, т.к. это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, не все элементы
которой подлежат изучению в конкретной работе.
Предмет исследования – это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой,
содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.
Предметом
психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование коллектива в процессе конкретной деятельности, связи между факторами, влияющими на обучение, воспитание и развитие детей, и т.п.
Как правило объект
и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и
частное. Встречается и такой подход к определению объекта и предмета
исследования, когда объект определять через испытуемых, а предмет – через то,
что у них изучается. Но именно предмет исследования определяет тему
исследования.
Вопросы и задания:
- Составить подробный конспект темы.
- Подготовить ответы на вопросы:
-
Дать определение понятиям «область», «объект»,
«предмет».
-
Как связаны внешние и внутренние факторы с объектом
и предметом?
-
Как связаны между собой объект и предмет исследования?
|