ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектная область исследования
это наука, в рамках которой осуществляется научный поиск. Она определяется вслед
за описанием проблемы и формулированием темы.
Затем необходимо определить объект и предмет
исследования, т.к. отношения между этими элементами – отношения соподчинения
сверху вниз. Объект вытекает из области, а предмет – из объекта, причем сужение
происходит за счет более детального изучения. Считается необходимым отразить в формулировке темы исследования его
объект и предмет.
Объект исследования – это процесс или
явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для
изучения. Объект и предмет исследования соотносятся как
общее и частное.
Другими словами, объект –
это поле научных поисков, а предмет –
точка в этом поле, или же объект – это то, где мы ищем,
а предмет – что мы ищем.
Объектами исследования педагогической науки
могут быть деятельность преподавателя,
воспитателя, школьника,
учебно-воспитательный
процесс, процесс профессионально-педаго-гической подготовки, различные коллективы (класс,
студенческая группа, семья)
и т.д. После того, как сформулирован
объект исследования,
выделяется и формулируется предмет.
Предмет исследования – это аспекты или условия, в
которых находится и изучается объект. Предметами исследования становятся
внешние и внутренние факторы, влияющие на объект. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой,
содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.
К примеру,
предметами педагогического исследования
могут быть содержание образования и воспитания, методы, формы и приемы обучения и воспитания, педагогические условия и др. Один и тот же объект исследования может
иметь несколько предметов. Но исследователь должен выбирать для поисковой
деятельности только один предмет исследования.
При
проведении исследовательской работы
существует несколько вариантов определения объекта и предмета
исследования:
- В первом случае объект и
предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком
определении связи между ними предмет – это то, что находится
в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Например, если объектом выбрано межличностное общение, то предметом –
визуальные знаки внешнего облика в общении.
- Другой подход к определению объекта и
предмета исследования предполагает объект определять через
испытуемых, а предмет – через то, что у них изучается. К примеру: предметом
исследования стали особенности формирования творческого мышления у младших
школьников, в этом случае объектом будет группа учащихся начальной школы.
Объект исследования – это
достаточно широкое явление или процесс. Понятие «предмет» значительно уже и конкретнее объекта. В предмет
включаются только те элементы, которые непосредственно будут изучаться в
работе. Приведем конкретный пример определения объекта и предмета исследования.
Пример
№ 1
Тема
работы: Психологические особенности
учащегося и его социальный статус.
Объект
исследования: личностные и
социально-психологические особенности подростков.
Предмет
исследования: взаимосвязь самооценки, тревожности и социального статуса
подростка в группе.
Предмет указывает, какая
сторона объекта будет исследоваться автором поисковой работы. Так же как и
проблема, объект и предмет исследования первоначально формулируются совместно с
научным руководителем.
|