Суббота, 18.05.2024, 16:12
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 6.Область, объект и предмет исследования

Взаимосвязь объекта и предмета исследования

ВЗАИМОСВЯЗЬ  ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА  ИССЛЕДОВАНИЯ

          

Объектная область исследования это наука, в рамках которой осуществляется научный поиск. Она определяется вслед за описанием проблемы и формулированием темы.

 Затем необходимо определить объект и предмет исследования, т.к. отношения между этими элементами – отношения соподчинения сверху вниз. Объект вытекает из области, а предмет – из объекта, причем сужение происходит за счет более детального изучения. Считается необходимым отразить в формулировке темы исследования его объект и предмет.

Объект исследования это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное. Другими словами, объект это поле научных поисков, а предмет точка в этом поле, или же объект это то, где мы ищем, а предмет что мы ищем.

Объектами исследования педагогической науки могут быть деятельность преподавателя, воспитателя, школьника, учебно-воспитательный процесс, процесс профессионально-педаго-гической подготовки, различные коллективы (класс, студенческая группа, семья) и т.д. После того, как сформулирован объект исследования, выделяется и формулируется предмет.

Предмет исследования – это аспекты или условия, в которых находится и изучается объект. Предметами исследования становятся внешние и внутренние факторы, влияющие на объект. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты.

К примеру, предметами педагогического исследования могут быть содержание образования и воспитания, методы, формы и приемы обучения и воспитания, педагогические условия и др. Один и тот же объект исследования может иметь  несколько предметов. Но исследователь должен выбирать для поисковой деятельности только один предмет исследования.

При прове­дении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования:

  1. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как це­лое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования. Например, если объектом выбрано межличностное общение, то предметом – визуальные знаки внешнего облика в общении.
  2. Другой подход к определению объекта и предмета исследова­ния предполагает объект определять через испытуемых, а пред­мет – через то, что у них изучается. К примеру: предметом исследования стали особенности формирования творческого мышления у младших школьников, в этом случае объектом будет группа учащихся начальной школы.

Объект исследования – это достаточно широкое явление или процесс. Понятие «предмет» значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, которые непосредственно будут изучаться в работе. Приведем конкретный пример определения объекта и предмета исследования.  

Пример № 1

Тема работы:  Психологические особенности учащегося и его социальный статус.

Объект исследования:   личностные и социально-психологические особенности подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки, тревожности и социального статуса подростка в группе.

 

Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором поисковой работы. Так же как и проблема, объект и предмет исследования первоначально формулируются совместно с научным руководителем.

 

Категория: Тема 6.Область, объект и предмет исследования | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 16512 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск