ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ГИПОТЕЗА
Исследование начинается с описания проблемы и на основе этого
формулируется актуальность и значимость исследования. Затем формируется
методологический аппарат исследования, который составляют такие компоненты,
как: проблема, тема, область исследования, объект, предмет, цель и задачи, гипотеза.
Цель и
задачи выводятся после
уточнения темы исследования.
Цель практически любого исследования может укладываться в одну из следующих формулировок:
1. Разработка педагогических основ формирования (воспитания, развития) у
кого-либо чего-либо.
2. Выявление, обоснование или экспериментальная проверка педагогических
(дидактических, методических) условий (предпосылок и условий) формирования (воспитания,
развития) у кого-либо чего-либо.
3. Обоснование содержания, форм, методов и средств обучения (воспитания,
развития).
4. Определение и разработка критериев, требований, теоретических моделей
или средств (пособий).
5. Характеристика педагогической концепции (указывается какой),
доказательство ее исторической значимости и роли в развитии современной
педагогики (системы).
6. Анализ и обобщение теоретического и практического опыта педагогов определенного периода по конкретному направлению, определение его
значения для развития образования (системы, педагогики) на современном этапе.
Задачи – это промежуточные действия, реализация которых должны привести
к достижению исследовательской цели
После постановки цели и задач переходят к выработке гипотезы. Гипотеза
– это предполагаемое решение проблемы. Она содержит предположение о путях
достижения цели или решения поставленной проблемы. К гипотезе предъявляются
следующие два основных требования:
- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Типичная ошибка при выдвижении гипотезы – ее самоочевидность: не надо
доказывать, что и так уже всеми признано.
Важным
этапом в подготовке к исследованию является выбор методов, как
теоретических, так и практических. Методы отбираются обычно для каждого этапа и
части исследования:
- на этапе
изучения научной литературы;
- на этапе
первичной и промежуточной диагностики;
- на этапе
опытно-экспериментальной работы;
- на этапе
анализа и интерпретации полученных результатов.
Выбор
методов исследования зависит от определенной темы, проблемы, гипотезы, цели и
задач курсовой работы. Главное, они должны обеспечить максимальный эффект.
Используемые студентом методы исследования следует обосновать во «Введении».
Перечисленные характеристики составляют систему – методологический аппарат
исследования, – все элементы
которой должны соответствовать друг другу и взаимно друг друга дополнять.
Вопросы и задания:
1. Составить подробный
конспект темы.
2.
Заполнить таблицу «Методологический аппарат».
|