МЕТОДЫ И
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы:
1. Взаимосвязь методологии, методов и методик
2. Классификация методов.
Взаимосвязь
методологии, методов и методик
Каждая наука, в том числе и педагогическая
психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на
определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах,
которые она изучает. В этой роли выступает методология.
Методология – система принципов
и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а
также учение об этой системе. Понятие «методология» имеет два основных значения:
а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере
деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе,
общая теория метода, теория в действии.
Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.)
определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от
того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того,
как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом
применяются. Это и есть проблемы метода. Тот
или иной научный подход и методологические принципы реализуются в
конкретно-исследовательских методах.
В общенаучном плане, метод
– способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения
(познания) действительности.
Метод в той или иной своей форме сводится к совокупности определенных
правил, приемов, способов, норм действия. Он есть система правил, принципов,
требований, которые должны
ориентировать
в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной
сфере деятельности.
В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в
исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и
задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание
объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.
На основе определенного метода может быть создано множество методик.
На уровне конкретных методик и техник исследования
осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического
исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа.
Классификация методов.
Каждая
наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику. Метод научного познания – это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских
методов. Их можно условно подразделить
на эмпирические (практические) и теоретические.
Эмпирические методы служат для
изучения фактов, различных явлений и процессов. Это наблюдения, опытная
педагогическая работа, эксперимент, собеседование и т.п. Цель этих методов
связана с получением и накоплением информации об исследуемом объекте.
Другую группу методов психолого-педагогических исследований составляют теоретические
методы, которые предполагают
глубокий анализ фактов, раскрытие существенных законномерностей, образование
мысленных моделей, использование гипотез и т. д. К этой группе методов относятся анализ и синтез, конкретизация и
абстрагирование, моделирование и др.
В большинстве случаев теоретические и эмпирические методы тесно
взаимодействуют. Использование теоретических методов возможно лишь при
накоплении достаточного количества информации, полученной в результате
использования практических методов. В то
же время нельзя считать завершенным
исследование, если полученные результаты не подвергнуты глубокому анализу, на
основе которого затем формулируются выводы.
Выбор и использование тех или иных методов познания
действительности обусловлены некоторой
системой правил и норм и основывается на следующих принципах:
1. Принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной
проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.
2. Принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем
результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя.
3. Принцип запрета методов, противоречащих нравственным нормам, способных
нанести вред испытуемым.
Вопросы к теме:
-
Как связаны между собой понятия «метод» и «методика»?
-
Назовите принципы, на которых
основывается выбор методов исследования. Раскройте суть каждого из них.
|