Суббота, 18.05.2024, 14:39
Приветствую Вас Гость | RSS

ОТ  РЕФЕРАТА   ДО  ДИССЕРТАЦИИ


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Теоретические материалы

Главная » Статьи » Тема 8.Методы научного познания

Методы и методики психолого-педагогического исследования

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Вопросы:

1. Взаимосвязь методологии, методов и методик

2. Классификация методов.

 

Взаимосвязь методологии, методов и методик

Каждая наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В этой роли выступает методология.

Методология – система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие «методология» имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах.

 В общенаучном плане, метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности.

Метод в той или иной своей форме сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм действия. Он есть система  правил,  принципов,  требований,  которые  должны

ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

В свою очередь, методы педагогической психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

На уровне конкретных методик и техник исследования осуществляется разработка конкретных методик психолого-педагогического исследования применительно к решению познавательных задач определенного типа.

Классификация методов.

Каждая наука разрабатывает и использует методы исследования, отражающие ее специфику. Метод научного познания – это способ, который позволяет решить зада­чи и достичь цели исследования. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. Их можно услов­но подразделить на эмпирические (практические) и теорети­ческие.

Эмпирические методы служат для изучения фактов, различных явлений и процессов. Это наблюдения, опытная педагогическая работа, эксперимент, собеседование и т.п. Цель этих методов связана с получением и накоплением информации об исследуемом объекте.

Другую группу методов психолого-педагогических исследований составляют теоретические методы, которые предполагают глубокий анализ фактов,  раскрытие  существенных законномерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и т. д. К этой группе методов относятся анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, моделирование и др.

В большинстве случаев теоретические и эмпирические методы тесно взаимодействуют. Использование теоретических методов возможно лишь при накоплении достаточного количества информации, полученной в результате использования практических методов.  В то же время  нельзя считать завершенным исследование, если полученные результаты не подвергнуты глубокому анализу, на основе которого затем формулируются выводы.

Выбор и использование тех или иных методов познания действительности обусловлены  неко­торой системой правил и норм и основывается на следующих принципах:

1.      Принцип совокупности методов исследования – для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов.

2.      Принцип адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя.

3.      Принцип запрета методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым. 

 

Вопросы к теме:

-         Как связаны между собой понятия «метод» и «методика»?

-         Назовите принципы, на которых основывается выбор методов исследования. Раскройте суть каждого из них.

Категория: Тема 8.Методы научного познания | Добавил: ШтильманНВ (18.10.2013)
Просмотров: 1569 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск