МЕТОДЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Метод
исследования – это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели
исследования. С помощью методов
исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука
использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Спектр методов, используемых при выполнении
педагогического исследования достаточно широк. Традиционно методы педагогического
исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.
Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование,
конкретизация, моделирование и др.) связаны
с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или
процесса, построением моделей их
идеальных состояний. Теоретические методы предполагают
глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование
мысленных моделей, использование гипотез и др.
Своеобразие
метода
теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогических исследованиях
заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и процессы в
их самых
сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства,
связи и отношения, устанавливать закономерности их развития.
Анализ – это мысленное выделение
отдельных частей, связей на основе расчленения целого. Например, изучая
своеобразие организации педагогического процесса в классах развивающего образования,
можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, принципы, методы, формы, средство, контроль.
После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, объединения
результатов анализа в общей системе исследования. На основе синтеза предмет
воссоздается как система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных
из них.
С анализом и синтезом
теснейшим образом связаны методы
абстрагирования и конкретизации. Под абстрагированием понимают мысленное отвлечение
какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств,
связей для более глубокого изучения. Предельным случаем абстракции является идеализация,
в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих
объектах. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделями,
позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности,
проявляющиеся во многих реальных объектах. В педагогике тоже возможно создание
идеализированных объектов, скажем «идеальный воспитанник» (лишенный всяких
недостатков), «идеальный педагог», «идеальная школа» и др.
Метод конкретизации
по
своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в
мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее
абстракций. Конкретизация, направленная на воспроизведение развития предмета
как целостной системы, становится особым методом исследования. Мышление из выделенных
отдельных абстракций конструирует цельный предмет.
Метод моделирования
служит
также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике.
Исследователь, изучив характерные черты реальных процессов, ищет их новые
сочетания, делает их мысленную перекомпоновку, т.е. моделирует требующееся
состояние изучаемой системы. Создаются модели-гипотезы и на этой основе
строятся рекомендации и выводы, проверяемые затем на практике. Таковы, в частности,
и проектируемые модели новых типов образовательных заведений, например, школы с разноуровневым обучением; и
проектируемые модели организации учебно-воспитательных процессов, например,
учебно-воспитательный процесс в гимназическом историко-правовом профильном
классе.
|